Презентация методики онлайн-диалога в горячей фазе украинского конфликта
Цель марафона — презентация методики и оценка эффективности онлайн-диалога как миротворческого ресурса.
Марафон состоял из трёх этапов:
- погружение онлайн — оффлайн в первый день,
- онлайн-диалоги по заявленным направлениям — во второй,
- анализ и оценки методики — в третий.
Предварительно в фейсбук-группе “Донбасский Диалог” (facebook.com/groups/DonbassDialog) в процессе краудсорсинга участниками были подготовлены темы для для онлайн-диалогов:
- Сессия 1: Мирный процесс во время войны. Каковы границы, возможности, практика?
- Сессия 2: Как организовать диалог общины (громады) с органами исполнительной и законодательной власти на местах.
- Сессия 3: Насилие как способ взаимодействия в конфликте. Частное проявление – взаимодействие военных и гражданских.
Подготовка к марафону - настройка и тестовое включение ко-спикера. |
Первый день, 16.04. 2016
В первый день марафона авторы или соавторы отобранных для диалогов тем погружали оффлайн аудиторию в проблематику. Вместе с ними работали ко-спикеры, которые подключались онлайн. В отличие от первого марафона в октябре 2015 г., когда аудитория на площадке прорабатывала тему в группе, а в онлайн выносился результат в виде короткой презентации, в этот раз мы попробовали соединить оба пространства диалога. В погружении участвовали ко-спикеры. По теме первой секции к нам присоединился Стейнар Брин из Лиллехаммера.Спикер Борисов Николай и ко-спикер Стейнар Брин из Лиллехаммера (на экране). |
По второй секции работал ко-спикер Simon Greuter из Берна.
Спикеры Варава Алексей и Штаба Валерий (слева на право). На экране ко-спикер Simon Greuter из Берна |
Имя третьего ко-спикера по третьей секции не раскрывается из соображений безопасности.
Картина выглядела гораздо более оптимистично, чем на первом марафоне. Во-первых, ко-спикеры не оппонировали, а участвовали в процессе формирования единого смыслового поля. Во-вторых, работа ко-спикера повышает сосредоточенность оффлайн аудитории на проблеме. Срабатывает эффект-онлайн: в силу ограничений каналов, по которым поступает информация, диалог требует большего внимания, чем обычная беседа. В результате у группы и у спикеров возникло стойкое ощущение его продуктивности и желание продолжать разговор за рамками формата.
Второй день. 17.04.2016
Самый полный состав участников был на марафоне во второй день, когда проходили диалоговые онлайн-сессии.Эксперты наблюдают за общением онлайн-диалогеров. Проектор транслирует изображение с монитора фасилитатора. Из соображений безопасности лица онлайн-диалогеров затёрты |
Процедура самих диалоговых сессий сохранилась аналогичной с прошлого марафона (donbassdialog.org.ua/p/dialogues-with-steinar-bryn.html) за исключением того, что в онлайне у нас работали не два, а четыре участника (по трое диалогеров и один фасилитатор), диалоговых онлайн-сессий было всего три и и время их работы было увеличено втрое — до полутора часов.
Все три онлайн-сессии были не похожи одна на другую.
- Разговор о громадах и их отношениях с местной властью оказался настолько увлекательным, что участники продолжали его ещё какое-то время за границами марафона (методика это позволяет).
- Разговор о насилии оказался насыщенным и продвигающим, диалогеры вышли на конкретные и реальные меры, способные продвинуть решение этой системной задачи.
- На самую поддержанную участниками Донбасского Диалога тему о мирном процессе во время войны мы предложили профессиональным фасилитаторам выступить в качестве участников онлайн-диалога. Эта тема для них оказалась непростой и они просто слушали оппонента, который это делает в условиях реальной войны.
Третий день. 18.04.2016
Третий день был посвящён анализу возможностей/ограничений методики и оценке возможностей проекта в продвижении онлайн-диалогов.Что касается техники фасилитации онлайн-диалогов, то на марафоне были три разных ситуации, в которых пришлось работать фасилитаторам, и все они, так или иначе, с задачей справились. Безусловно нужен опыт, поскольку онлайн-фасилитация имеет особенности. Безусловно, онлайн-диалог не является демонстрационной технологией. Это конфиденциальная встреча. Оптимальный вариант, это когда стороны сами выбирают фасилитатора. Оптимальный, но трудно реализуемый в силу инновационности методики, поэтому, какое-то время, оффлайн площадки будут назначать фасилитаторов, как это было на марафоне.
Отдельный и сложный вопрос — подготовка онлайн-диалогов и роль в этом оффлайн площадки. По мнению участников марафона сложнее всего разобраться в том как как выстраивается краудсорсинговый процесс. Отдельная проблема — фасилитация краудсорсинга. Остаётся открытым вопрос о том, возможна ли практика онлайн-диалогов вне поддерживающей платформы? При глобальной погруженности людей в виртуальные сети уровень рефлексии, способность разделять себя виртуального и реального потрясающе не развита в нашем обществе. Сформированы специфические предрассудки, которые активно культивируются с целью манипулирования и управления сетевой средой (даже постановка такой задачи уже о многом говорит), которые приходится преодолевать.
Тем не менее, два состоявшихся марафона показали эффективность онлайн-диалогов и уникальность методики для решения специфических задач в работе с конфликтом.
Послесловие от команды проекта
В качестве технической платформы для организации видео связи онлайн диалогеров мы использовали WebRTC — проект с открытым исходным кодом, предназначенный для организации передачи потоковых данных между браузерами или другими поддерживающими его приложениями по технологии точка-точка. Такой способ организации онлайн-диалога даёт возможность онлайн участникам по их желанию оставаться анонимными (не требуется авторизация), а трафик между устройствами практически невозможно перехватить. Из соображений безопасности, дополнительно ссылка по которой люди подключались к видео-чату для каждой сессии генерировалась случайным образом. На этапе подготовки к марафону выяснилось, что шесть человек в эфире тянут из сети 30 Mbit интернета, что усложняет процесс до потери контакта. Значит развивать процесс надо не через количество участников сессий, а через количество сессий, следовательно и количество оффлайн площадок.На подготовку этого марафона нам потребовалось пол года плотной работы платформы “Донбасский Диалог”. Потребовался конфликт-анализ в режиме реального времени, материальная поддержка оффлайн-площадок от настройки и апгрейтов устройств до десятка онлайн и оффлайн рабочих встреч, поездки команды платформы через линию разделения и по всей стране, поддержка непрерывной дискуссии по ключевым темам в фейсбук-группах платформы. Запускать этот процесс не просто, но это оказалась под силу трём волонтёрам-переселенцам, которые и составляют команду платформы, способную сгенерировать процесс, в котором с удовольствием участвуют сотни людей разных взглядов, придерживающиеся разных, иногда диаметрально противоположных позиций.
Онлайн-диалог не слепишь “на коленке”. Он требует технической поддержки, предварительной проработки тем диалогов в краудсрсинге, сопровождения, на которое могут понадобиться годы и годы. Но именно так и происходит разрешение кровавых конфликтов. Через диалоги, которые длятся годами.
Марафон получился очень насыщенным на события, которые важны и для профессиональной среды, и для территориальных громад, и для потенциальных доноров проекта и, естественно, для команды проекта. Как показывает практика, такая насыщенность событиями не разворачивается быстро в аналитике и оставляет событийный шлейф, не всегда очевидный. В этом и сложность и прелесть диалога.
Из соображений безопасности мы не давали предварительные данные о программе марафона и его участниках. У нас работали четыре группы:
- группа технической поддержки процесса во главе с Валерий Штаба,
- группа экспертов оффлайн, с которой работал Николай Борисов,
- группа экспертов онлайн: Стейнар Брин, Симон Грётер, и анонимный эксперт по вопросам волонтерской помощи военным,
- и группа диалогеров онлайн которые представляли опыт Киева, Донецка, Доброполья, Днепропетровска, Львова, Святогорска, с которыми работали все члены команды в процессе подготовки марафона.
Отдельное огромное спасибо всем онлайн-диалогерам. Они продемонстрировали, что ни границы, ни политики, ни военные действия не являются преградами для человеческого общения.
Смысл что-то обсуждать, когда из РФ всё ещё прут вооружение и пушечное мясо, обстреливают мирных жителей и валят всё на ВСУ?
ОтветитьУдалить